Транспортная инфраструктура

Генеральный план Петербурга

Архитектурный форсайт

Трудовые мигранты в российском мегаполисе

Платные парковки: скандалы, интриги, исследования

Сохранение исторического центра

25.11.15

Форум «Будущий Петербург»: экономика посткризисного типа

Кризис способствует появлению в Петербурге принципиально нового типа экономики, которая в будущем сможет обеспечить конкурентоспособность города не только в России, но и на мировом уровне.
08.03.15

Как избавиться от машин в городах?

Последний писк – это полностью пешеходные улицы, от 295 пешеходных улиц в Стамбуле до программы по полному освобождению от автомобилей, принятой в Хельсинки.
08.03.15

В Европе «умные» города приходят к людям

В последнее время можно наблюдать за тем, как меняется предыдущая концепция «умного» города. Реформаторы концепции считают, что пионеры идеи упустили из виду главное городское измерение – горожан. Поэтому новый «умный» город основан на контакте с жителями.
08.03.15

Может ли город принести счастье жителям?

Традиционно считается, что большой город с его шумом и световой агрессией – место несчастливое, а хорошо себя чувствовать можно только в деревне. Статистика, однако, показывает, что в мегаполисах реже происходят самоубийства и ниже процент депрессивных больных.
08.03.15

Новый стандарт ISO – теперь для городов

Стандарт ISO для бытовой техники, легкой и тяжелой промышленности – вещь повседневная. Однако теперь исследователи из Торонто создали стандарт ISO для городов. Это существенно облегчит процессы бенчмаркинга как внутри стран, так и на международном уровне.
08.03.15

Барселона и Филадельфия переворачивают концепцию городского заказа

В мутном мире горзаказов редко появляются новые идеи. Однако два больших города – Барселона и Филадельфия – пытаются перевернуть эту область. Их концепция – покупать решения проблем, а не вещи.
08.11.14

Валлийцы делают технологический рывок

Ежегодный отчет по состоянию коммуникаций продемонстрировал властям Соединенного Королевства, что прежде отсталый Уэльс догоняет остальные части Королевства с огромной скоростью – по крайней мере, в том что касается покрытия сетями.
08.11.14

Самое грустное открытие американских ученых

Профессор Йельского университета Ден Кеан опубликовал новейшее исследование, в котором говорится о связи политических убеждений и логики. Как ни прискорбно, но наука подтверждает то, что заметно эмпирически: в том, что касается политических вопросов, никакая логика не действует.
08.11.14

Саммит ООН по изменению климата: зачем он нужен городам?

Положение городов двойственное: они и являются основным (70%) источником вредных выбросов в атмосферу, при том, что занимают всего лишь 2% территории Земли, они же и станут главными жертвами глобального потепления – около 360 миллионов городских жителей живут в районах, подверженных затоплению, повышению уровня моря и штормовой погоде.
08.11.14

Первая коммерческая ферма аквапоники открылась в Базеле

Ппервая в мире коммерческая ферма в Базеле занимает всего 26 кв.м и производит 5000 кг овощей и 500 кг рыбы в год. Оборот воды составляет 300 литров, причем 290 литров конденсируется и возвращается к рыбе.
14.08.13

Флипчарт

с Еленой Кром

Впервые на ЗСД или Зачем Строить Дороги

Cтроительство дороги в нужном месте – самый очевидный и, возможно, единственный повод благодарить власть в нашей стране. Все остальные усилия государства, даже когда совершаются по делу, приводят к куда менее заметным эффектам.

 

Уже два раза мы с мужем проехали по северному участку ЗСД, не дожидаясь, пока он будет до конца достроен (местами на новой трассе ведутся дорожные работы, не все съезды открыты, пока не готовы – к радости потребителей – пункты взимания платы). Даже с учетом того, что максимальную скорость ввиду недостроенности дороги развивать нельзя, путь от поселка Солнечное до Ушаковского моста занял у нас десять минут против обычных сорока. А главное – исчез страх перед пробками, которые на Приморском и Выборгском направлении в выходные дни были злом неизбежным и вечным.

Пожалуйста – построили одну скоростную магистраль (не пять, не десять), и вечное зло улетучилось. Можно, конечно, предположить, что со временем в часы пик на въезде и на съездах ЗСД возникнут небольшие заторы, но в целом на скоростной многополосной трассе им взяться неоткуда. И сердце мое, в первый раз за продолжительное время, посетило чувство благодарности к городской и федеральной власти. До этого аналогичное чувство я испытала при проезде по новой развязке Приморский / Савушкина, то есть год назад. Тогда точно так же в одночасье испарилось бедствие выезда из города, казавшееся карой небесной. Вывод: строительство дороги в нужном месте – самый очевидный и, возможно, единственный повод благодарить власть в нашей стране. Все остальные усилия государства, даже когда совершаются по делу, приводят к куда менее заметным эффектам.

И совершенно напрасно отечественные чиновники разных рангов, наслушавшись псевдо-экспертной демагогии, пытаются уклониться от этого верного средства заслужить народную любовь. Я постоянно слышу от чиновников: строя дороги, мы будем следовать отмирающему тренду, от которого Запад давно отказался. Они-де там поняли, что такая стройка ни к чему не приводит, потому что получается замкнутый круг: построена новая дорога – еще больше машин куплено и выехали в город – пробки усиливаются – опять нужны новые дороги.

Что же, логика на первый взгляд – здравая. Такая же здравая, как отказ от лечения пациента, который через 30 лет все равно умрет от своей хронической болезни, ибо она полностью не излечивается. Примеры ЗСД, развязки Приморский / Пулковский и других давно назревших объектов показывает, что они очень даже к чему-то приводят: были колоссальные пробки – и вот их нет, и долго не будет.

Учиться на чужом опыте надо осмотрительно, с пониманием того, что дьявол кроется в деталях, а они всюду – разные. Недавно я рассказала академику Российской академии архитектуры и строительных наук, мэтру отечественного градостроения Юрию Бочарову о петербургской дискуссии на тему транспортной политики. Он высказался в том духе, что петербургская транспортная ситуация настолько отличается от московской, что ее можно назвать проблемной с большой натяжкой. «Это в Москве на территории, которая меньше  питерской, живет и передвигается порядка 15 миллионов человек дневного населения, причем там, где мы планировали дороги, они построили дома. А в Петербурге просто связанности не хватает: мостов, путепроводов», – отметил мэтр.

Так что в Москве, сколько она ни строит трасс, толку нет, но для Петербурга-то из этого правила ничего не следует. Скорее всего, во второй столице, путем реализации немалого, но все же обозримого перечня планов по развитию транспортной инфраструктуры (и дорожной, и общественного транспорта), проблему некомфортного передвижения по городу можно решить процентов на 80. Конечно, при условии наведения порядка в градостроении – не стоит наращивать плотность населения окраинных районов путем строительства новых не обеспеченных транспортом гетто. А если проблема решаема средствами развития инфраструктуры, то надо ее решать, а не мучить людей, ссылаясь на «передовой» опыт.

Видный российский эксперт, директор Института транспортных систем ГУ-ВШЭ Михаил Блинкин, будучи москвичом, закономерно призывает к радикальным мерам ограничения спроса на автомобильные поездки. Но даже он отмечает: рост автомобилизации в России – запоздалый и сравнительно медленный. «Транспортная самодостаточность российских домохозяйств в России остается низкой; ее уровень в 2010 году впервые превысил показатели 1910 года», – утверждает Блинкин. По данным эксперта, в 1910 году в России на тысячу жителей приходилось двести лошадей, и в тот момент российские и американские домохозяйства были равны по уровню транспортной обеспеченности. В 2010 году тысяча россиян купили те же двести транспортных средств – только не лошадей, а машин. В это время в США на тысячу жителей приходилось порядка 850 машин, то есть степень транспортной самодостаточности превысила российскую в четыре раза. Вам не кажется, что обвинения в адрес российских автомобилистов, что их неумеренный, практически бессовестный спрос на машины, довел наши города до ручки – несколько беспочвенны?

Михаил Блинкин подробно описал свою систему ответов на отечественные транспортные вызовы. Ее главный элемент – тарифная политика, которая удорожает стоимость владения автомобилем. Таким образом, одновременно контролируется рост спроса на индивидуальный транспорт и изыскивается возможность развивать транспортную инфраструктуру за счет потребителя. Ну, это разумно – пусть автомобилисты платят, было бы за что. Вот ЗСД – платная дорога, и разве кто-то с этим спорит? 

Елена Кром

архив колонок:
22.07.13

Вокзал – мост, вокзал – маяк и хищники

Почему такое важное с транспортной точки зрения место, как территория Ладожского вокзала, получилось таким скучным и тревожным?
03.06.13

О прагматических небесах и расточительных муравейниках

Чтобы увидеть, сколько возможностей есть на земле, нужно представить, что небо также придется покупать
04.05.13

Будущее Петербурга на 40 лет вперед: угрозы и прелести догоняющего развития

По структуре жилого фонда и рынка жилья наш город не похож ни на западноевропейские, ни даже на восточноевропейские аналоги.
09.04.13

Девелоперы, жилая среда и суп из кошатины

Почему жилые массивы, возводимые в Мурино, Кудрово, Шушарах, Горелово и так далее, хуже советских новостроек?
06.03.13

Петербург, Сокуров, грабли и потерянные деньги

Материальная ответственность власти перед инвесторами за неправомерно согласованные проекты заметно повысила бы склонность государственной машины к самосовершенствованию.
28.02.13

Отставка в Смольном: тяжелая артиллерия бьет по штабам

Симптоматично, что если надо принести жертву народу или Путину, то на эту роль всегда выбирают наиболее дельного чиновника.
18.02.13

Градсовет-2: позитивный марш несогласных

Недовольство состоянием дел в Петербурге, многочисленные «плохо», перебор которых не вмещает ни один «круглый стол», объединяет людей, которые еще недавно принадлежали к разным, а часто и противоборствующим лагерям.
06.02.13

Зимний марш Клеопатры: десять дней – десять мужчин

«Вот скажи мне, зачем нужна стратегия?» – спросил меня мужчина-стратег.
11.12.12

Снег. Стою в пробке. Думаю о велосипедах. Ругаю Гейла

«Снегопад. Стою в пробке. Думаю о велодорожках…». Такую заметку опубликовал в фейсбуке...
19.10.12

Петербургская земля обетованная

Индустриальные территории вокруг центра, большие по масштабу, чем в любом другом европейском городе, до сих пор считались проклятьем Петербурга. Давайте считать иначе: это наше спасение.
19.04.13

Дорожный звон в ушах

Нужно совсем потерять совесть, чтобы настолько не иметь дорог, и еще подвести под этот полный ноль идеи европейских урбанистов.
15.07.12

Губернатор Полтавченко в строительном тупике

Общественность считает, что любой новый проект не нужен, строители говорят, что любой нужен. А что город? Он не знает. У него нет градостроительной политики. Значит, нет никаких критериев для принятия решений. Значит, рано или поздно они перестают приниматься.
26.06.12

Почему торжествуют петербургские охранители?

Понятно, почему позиция охранителей в Петербурге так сильна. Если это вопрос чистой случайности – хороший проект будет реализован или отвратительный, – то понятно, что людям не хочется никаких проектов.
31.05.12

Недоподнятое знамя революции

Взрослые в России ждут революции и надеются, что новые поколения подхватят знамя борьбы с режимом… И получат свою порцию дубинок по голове.
24.04.12

Город — не богадельня

Система социальных услуг — последний социалистический бастион, куда рынку не было доступа. На наших глазах этот бастион падет.
10.04.12

Специалисты по согласованиям, или Кто построит город?

Если втихую договариваться с чиновниками о пяти разных инфраструктурных объектах, не будет ни одного. Подковерный механизм не справился с объемом хаоса и перестал быть эффективным. В этом есть очень большая надежда.
13.03.12

О стратегии и вокзальном буфете

Стратегические заявления – определенная ответственность для власти. Поэтому в нашем случае они не слишком амбициозны: прогресс обещан, прорыв – нет. Тем не менее, Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года декларирует некоторые шаги вперед, и делает это вполне четко.