Транспортная инфраструктура

Генеральный план Петербурга

Архитектурный форсайт

Трудовые мигранты в российском мегаполисе

Платные парковки: скандалы, интриги, исследования

Сохранение исторического центра

04.02.13

Петербургская туриндустрия: приезжают, чтобы не возвращаться

По данным Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии (СЗРО РСТ), в этом году в новогодние праздники поток туристов, посетивших Петербург, упал по сравнению с прошлогодними показателями на 15%. Меньше стало приезжать не только иностранцев, но и российских школьников. А ведь для них каникулы в Петербурге традиционно считаются одним из любимых вариантов времяпрепровождения. О том, почему Петербург теряет популярность и как ее вернуть, рассуждает глава СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова.


Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы, попадая в наш город?

Если последовательно описывать процесс действий туриста, который хотел бы посетить нашу страну и наш город, то первой проблемой будет оформление виз на въезд в Россию. Это дорого, долго и непрозрачно. Причем центры по выдаче виз, которые были созданы за последние годы в разных странах, не улучшили, а только ухудшили ситуацию.


Вот человек получил визу и решил прилететь в Петербург на самолете. Прекрасно, что аэропорт наш реконструируется и город перестанет быть тупиком, а станет местом пересадки для стыковочных рейсов. Но это, с другой стороны, означает увеличение потока авиапассажиров, которым и сейчас-то до города добраться непросто. Когда поток вырастет, проблема еще больше обострится. Необходим транспорт, который свяжет Пулково с городом. Я не берусь рассуждать о технической стороне вопроса: будет ли это монорельс, скоростной трамвай, автотранспорт или что-то другое. Главное – обеспечить быструю и гарантированную связь с центром города. В 2012 году впервые за последние 18 лет турфирмы сообщили, что целая группа туристов опоздала на самолет, так как не сумела пробиться через пробки.

Наш аэропорт реконструируется. Но это означает увеличение потока авиапассажиров, которым и сейчас-то до города добраться непросто.


С этим вопросом тесно связана проблема организации системы такси в Петербурге. Город очень много теряет и в имиджевом, и, в конечном итоге, в финансовом плане от того, что встречающие туристов таксисты их обманывают, берут с них намного большую плату, чем положено, плохо знают маршруты. Особенно это касается индивидуальных туристов, которых не встречают в аэропорту, на вокзалах и в порту автобусы, которым приходится добираться до гостиниц самостоятельно. Таксист – это лицо города. И чтобы он выглядел достойно, необходимо тщательно готовить таксистов. Например, в Лондоне те, кто хочет стать таксистом, сдают экзамены на знание города, причем не только дорог, но и его истории, знание основ иностранных языков. Они должны продемонстрировать культуру общения и внешнего вида, навыки содержания машины в порядке. Думаю, у нас не помешало бы внедрить нечто подобное.


Если говорить о тех, кто приезжает к нам на поездах, то тут тоже есть некоторые проблемы. Например, до недавнего времени был непонятен механизм взаимодействия с РЖД, когда нужно прицепить к поезду дополнительные вагоны или поставить в расписание дополнительную пару. Мы пытаемся решить этот вопрос с руководством железной дороги. Сегодня у нас существует два прекрасных современных поезда – «Сапсан» и Allegro. Это замечательный прорыв. Нужно внимательно следить за спросом и, когда такая потребность возникает, увеличивать количество пар.


Гораздо острее ситуация с автобусным транспортом. Во-первых, существующие погранпереходы давно устарели и не справляются с потоком туристов. Они строились в 1980-х годах и рассчитаны на ежедневный поток в объеме от 2  до 5-6 тыс. человек. А у нас, например, 3 января 2013 года через три погранперехода в направлении Финляндии прошло около 60 тыс. человек. Огромная проблема и с переходом на эстонской границе в Ивангороде. Я знаю, что были намерения реконструировать второй переход в Ивангороде, но пока этого не сделано. Надо строить новые пункты пропуска и создавать подъездную инфраструктуру к ним.


Во-вторых, дороги в местах пропуска надо расширять, потому что когда к переходу стоит огромная очередь, то машины и автобусы выезжают на встречную полосу, создавая еще больше проблем.


В-третьих, туристических автобусов не хватает в сезон, парк этого вида транспорта устарел, не всегда соблюдаются специфические требования для водителей туристских автобусов. Наши турфирмы, планируя выезды за рубеж, предпочитают не российские автобусы, а, например, эстонские. Они современные, качество обслуживание на них намного выше. Это большая проблема, которая года полтора назад так остро не стояла. Причем это касается и тех автобусов, которые возят туристов по Петербургу.


Следующая проблема – подъездные дороги. В Петербург ведут пять основных трасс, и летом они, как вы знаете, перегружены. Это беда. Должны быть параллельные дублирующие трассы – как минимум по два дублера на каждую вылетную трассу.


Наверное, проблемы есть не только с въездом-выездом, но и с передвижением по городу?

Огромные. Идею о создании выделенных линий для общественного транспорта необходимо развивать, чтобы была возможность нормально перемещаться по городу как местным жителям, так и туристам. Возьмем, к примеру, порт «Морской фасад». Замечательный порт и прекрасный выезд из самого порта. Но дальше пассажиры попадают на наши дороги, а с Васильевского острова сейчас есть только два полноценно работающих моста, соединяющие его с остальными частями Петербурга. Вы сами знаете, какая напряженная на них ситуация, особенно в часы пик. Дополнительные переправы на Васильевский остров просто необходимы. Причем нужно думать не о мостах, а о тоннелях – на дворе все-таки уже XXI век. Я сама живу на Васильевском острове и не раз попадала в такие ситуации, когда приходилось ждать, пока мост сведут. Да и с точки зрения безопасности тоже есть проблемы: достаточно вспомнить пожар в роддоме №1 в августе прошлого года, когда для эвакуации рожениц пришлось производить внеплановое сведение мостов.

Дополнительные переправы на Васильевский остров просто необходимы. Причем нужно думать не о мостах, а о тоннелях – на дворе все-таки уже XXI век. 

Помочь в решении проблем с перегруженными общественным транспортом автодорогами может использование водного транспорта. Это еще и дополнительная возможность вывоза туристов из комплекса «Морского фасада». Там, кстати, уже строится причальная стенка для этих целей. Использование водного транспорта в последние годы для перевозки пассажиров по Петербургу себя очень хорошо показало. Но, конечно, город должен взять на себя довольно значительное финансовое бремя, так как на самоокупаемость этот транспорт нескоро выйдет, если выйдет вообще.


Какие еще объекты туристической инфраструктуры нуждаются в усовершенствовании?

Большая проблема – это содержание памятников, парков. Питер – это все-таки картинка, на него едут смотреть. Сейчас очень хорошо сделана подсветка набережных, мы выглядим выигрышно на фоне других европейских городов. Но надо двигаться дальше.


Очень важный вопрос – подготовка кадров, причем во всех сферах. Я уже упомянула такси, нужно работать и с экскурсоводами, гидами-переводчиками. Не произошла адекватная замена их состава. Лучшие экскурсоводы в стране были те, что проходили обучение в 1960-х годах, но они уходят, а качественной смены нет. Нет единой системы аккредитации, подготовки, стандартов качества обслуживания.


Не менее остро стоит вопрос кадров в гостиницах, ресторанах, магазинах - сфере услуг. Не раз приходилось слышать от туристов, что они не приедут больше в Петербург, так как им не нравится обслуживание. То, что город в последние годы старается переложить функции обслуживания на «непетербуржцев», дает о себе знать. Турист общается во всех сферах, а не только в гостинице или турфирме. И если ему хамят в магазине, в банке или кафе, то он запомнит именно это, а не то, как замечательно отработала турфирма или как красиво подсвечены мосты. Общий культурный уровень сильно изменился, и это наносит серьезный ущерб имиджу Петербурга.

Если туристу хамят в магазине, в банке или кафе, то он запомнит именно это, а не то, как замечательно отработала турфирма или как красиво подсвечены мосты. 

Связанный с этим вопрос – патриотическое воспитание. Это звучит кондово, но тема крайне важная. Из туристических программ исключают памятники, связанные с прорывом блокады, Пискаревское кладбище. Город во многом известен в мире именно этим, а мы зачем-то лишаем туристов возможности увидеть целый пласт нашей культуры, формирующий облик Петербурга. Ведь в этом дух города, который позволил ему выжить в войну.


Традиционной проблемой Петербурга всегда называли нехватку гостиниц среднего класса. Эта проблема до сих пор актуальна?

В принципе, сегодняшнего количества гостиниц нам более-менее достаточно. Хотя, конечно, гостиниц среднего класса могло бы быть и побольше. Но в высокий сезон («белые ночи») все отели в Петербурге загружены на 97-98%, иногда до 100%, а в остальное время средняя загрузка может в самых худших случаях опуститься до 37%. Проблема в привлечении туристов в город, продлении высокого сезона, в том, чтобы сделать город интересным не только в «белые ночи». А это уже политика городских властей по организации крупных мероприятий, формированию имиджа Петербурга за рубежом и в других городах России, информированность о мероприятиях, да и само качество и количество этих мероприятий.


Вот, например, 1 января в городе делать совершенно нечего. Мы, петербуржцы, разумеется, найдем, чем заняться. Но те, кто приехал в город на новогодние каникулы, не знают, куда пойти, на что посмотреть – все закрыто. Часто говорят: на Западе то же самое. Ну и кому от этого лучше? Кстати, Запад быстро учится. Например, 6 января, когда у католиков Крещение, обычно в Хельсинки все закрыто. Но в этом году все магазины, рынки, музеи работали. Когда они увидели, что который год подряд в город в начале января приходят паромы с туристами, они поняли, что надо подстраиваться под ситуацию. По программе «Пять столиц Балтики» (рождественские круизы на паромах Tallink Silja Line с заходом в Таллинн, Стокгольм, Хельсинки, Копенгаген, Осло. – Прим. «РБК») суда в день захода парома в порт выпускали в город не меньше 6 тыс. человек. Зачем упускать возможность заработать на этом? К тому же, то, что во время новогодних праздников в круизных пунктах есть чем заняться, повышает привлекательность этих туров, значит, ездить будут больше.


У нас пока нет этого понимания. Вдобавок остается низким качество проведения праздников, не хватает информации о них. Например, о запланированной на февраль реконструкции прорыва блокады мы узнали за две недели до мероприятия. Конечно, организованно привлечь туда туристов уже невозможно. Да еще и рекламы никакой нет, чтобы хотя бы можно было разложить буклеты в гостиницах и сами туристы могли бы сходить на это действо.


Эта претензия касается только властей, или само туристическое сообщество тоже способно решить проблему?

Нужны общие усилия. Туристическим компаниям нужно учиться правильно позиционировать город на туристских рынках и грамотно участвовать в выставках. Когда я подхожу к их стендам, то ощущение, что поперек стенда написано: «Не подходите к нам! Вы нам неинтересны!» В первый день на выставке настоящая свалка из своих турфирм, которые общаются между собой по-русски, совершенно не обращая внимания на то, что кто-то подошел к ним за информацией. Ну, хорошо, в первый день это допустимо. Но зато в остальные дни там просто никого нет. Стенд пустой, и он никому не интересен.

По программе «Пять столиц Балтики» суда в день захода парома в порт выпускали в город не меньше 6 тыс. человек. Зачем упускать возможность заработать на этом?


На самотек эту ситуацию пускать нельзя, прошедший год показал, что уже произошло падение по внутреннему и въездному туризму в Петербург. Причины комплексные – мы их с вами всех коснулись. Очевидно, что многие из них связаны с государством, и его роль важна не только как контролирующая и объединяющая. Она решающая как в строительстве инфраструктуры, так и в определении общей политики города в отношении развития туризма.


Записала Ольга Мягченко

25.11.15

Форум «Будущий Петербург»: экономика посткризисного типа

Кризис способствует появлению в Петербурге принципиально нового типа экономики, которая в будущем сможет обеспечить конкурентоспособность города не только в России, но и на мировом уровне.
01.04.15

Эксперты предложили контрмеры к ухудшению качества городской среды

Над Петербургом нависла угроза нескольких десятков новых строек, которые еще больше усугубят проблему качества жилой среды. Конечно, не все заявленные проекты дойдут до практической реализации - может помешать кризис, но выжившие кардинально изменят жизнь окружающих их территорий. Как считают эксперты, практически любой новый дом в гроде - это повышенная нагрузка на дороги, больницы, школы.
08.03.15

В Тель-Авиве принят новый Генплан

Судя по плану, Тель-Авив остается автомобилецентрированным городом. Кроме одного проекта скоростных трамваев, который и так обсуждается уже в течение десяти лет, никаких новых идей в плане не мелькает.
08.03.15

Гараж в Майами Бич привлек внимание всей Америки

Вдохновитель этого проекта, Роберт Веннетт, привлек к работе одну из лучших архитектурных фирм мира, HerzoganddeMeuron. В результате то, что должно было быть простым паркингом, превратилось в одну из достопримечательностей Майами Бич.
08.03.15

Как избавиться от машин в городах?

Последний писк – это полностью пешеходные улицы, от 295 пешеходных улиц в Стамбуле до программы по полному освобождению от автомобилей, принятой в Хельсинки.
08.03.15

Танцующие зебры спасают боливийских пешеходов

На улицах Ла-Пас, столицы Боливии, появились танцующие зебры, которые регулируют движение и привлекают внимание как водителей, так и пешеходов к дорожным знакам.
08.03.15

Американские пригороды меняются в сторону уплотнения

Уже очевидный тренд – переезд американцев в центры городов. Что менее очевидно, так это изменения в жизни традиционных пригородов. Там тоже увеличивается плотность населения, и в центре пригородов возникают подобия городских центров.
08.03.15

Район Харпер Корт в Чикаго преобразился благодаря пешеходным улицам

В рамках укрепления района была перестроена система безопасности на ближайшей станции метро; построено несколько пешеходных улиц, включая крытую галерею с ресторанами и магазинами. В качестве основного арендатора привлечен спортивный зал, который занимает более 33 000 акров пространства.
08.03.15

Фестиваль света преображает Лион

В Лионе прошел ежегодный Фестиваль света. Интересно, что традиция проводить подобные мероприятия в Лионе уходит корнями в середину 17 века – тогда, по преданию, город был спасен от чумы благодаря вмешательству Девы Марии. В благодарность ей уже несколько столетий действует традиция выставлять во всех окнах города зажженные свечи.
08.03.15

В Берлине высокая гражданская активность помогла построить два парка

Берлин – один из самых зеленых городов мира: 45% площади города покрыто зелеными насаждениями. Это и большие парки, и скверики, и водные парки, и исторические куски Берлинской стены, покрытые зарослями. Теперь к этому богатству присоединяются еще два классных парка – TempelhofFeld и AmGleisdreieck.