CF34 — семейство турбовентиляторных реактивных двигателей для гражданских самолётов, производимое американской компанией GE Aviation.

Разработано на основе двигателей TF34, созданных в 1960-е годы для штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II и палубного противолодочного самолёта Lockheed S-3 Viking.

Первый пуск: 1982 год.

Сертификация FAA: август 1982 года (версия CF34-1A).

Первый полёт на Bombardier Challenger 601: сентябрь 1982 года.

Начало коммерческой эксплуатации в бизнес-авиации: май 1983 года.

Начало коммерческой эксплуатации на регулярных маршрутах: октябрь 1992 года (на Bombardier CRJ200).

Рыночная ниша: реактивная бизнес-авиация и региональные самолёты вместимостью от 50 до 130 кресел.

Конструкция

Начальные модификации состояли из вентилятора, приводимого четырёхступенчатой турбиной низкого давления, 14-ступенчатого компрессора высокого давления, приводимого 2-ступенчатой турбиной высокого давления, и кольцевой камерой сгорания.

Более поздние версии с увеличенной тягой получили компрессор, сокращённый до 10 ступеней.

В разработке вариантов CF34-10A и -10E использовались технологии двигателей CFM International CFM56: 9-ступенчатый компрессор приводился одинарной турбиной высокого давления, а за вентилятором появились три ступени компрессора низкого давления.

В результате тяга увеличилась от 41 кН у ранних образцов до 91 кН у наиболее позднего CF34-10E.

Версии

  • CF34-1A: эксклюзивная силовая установка для самолёта деловой авиации Bombardier Challenger 601-1A.
  • CF34-3A: единственный вариант двигателя для Bombardier Challenger 601-3A.
  • CF34-3A1: эксклюзивная силовая установка для самолёта деловой авиации Bombardier Challenger 601-3R и для регионального самолёта Bombardier CRJ100/100ER/100LR.
  • CF34-3A2: предназначен для Bombardier Challenger 601-3A/ER.
  • CF34-3B: двигатель для Bombardier Challenger 604 и Bombardier Challenger 605.
  • CF34-3B1: единственный вариант двигателя для бизнес-джета Bombardier Challenger 850 и региональных самолётов Bombardier CRJ200/200ER/200LR, включая версии с уменьшенной пассажирской вместимостью Bombardier CRJ440/440ER/440LR.
  • CF34-8C1: двигатель для Bombardier CRJ700/700ER/700LR.
  • CF34-8C5: силовая установка для Bombardier CRJ705/705ER/705LR, Bombardier CRJ900/900ER/900LR и для обновлённой версии Bombardier CRJ900 NextGen.
  • CF34-8C5A1: двигатели для региональных самолётов Bombardier CRJ1000 NextGen.
  • CF34-8C5B1: двигатели для региональных самолётов Bombardier CRJ700 NextGen.
  • CF34-8E: эксклюзивная силовая установка для Embraer 170 и Embraer 175.
  • CF34-10A: двигатели для COMAC ARJ21.
  • CF34-10E: двигатели для региональных самолётов Embraer 190, Embraer 195 и самолёта деловой авиации Embraer Lineage 1000.
Читайте также  Жест любви в аэропорту едва не обернулся тюрьмой

General Electric CF34-3

Bombardier CRJ200

CF34-3 устанавливаются на региональные самолёты Bombardier CRJ100/CRJ200 и бизнес-джеты Bombardier Challenger 601/604/605/850

Подробности

Двигатель General Electric CF34-3 на Bombardier CRJ200 авиакомпании Utair

General Electric CF34-8C

Bombardier CRJ900

CF34-8C устанавливаются на региональные самолёты Bombardier CRJ700/CRJ705/CRJ900/CRJ1000

Подробности

General Electric CF34-8E

Embraer 175

CF34-8E — эксклюзивная силовая установка для Embraer 170/175

Подробности

Двигатель General Electric CF34-8E на Embraer 170LR авиакомпании S7 Airlines

General Electric CF34-10A

COMAC ARJ21

CF34-10A устанавливаются на самолёты COMAC ARJ21

Подробности

General Electric CF34-10E

Embraer 190

CF34-10E — единственный доступный двигатель для Embraer 190/195

Подробности

Двигатель General Electric CF34-8E на Embraer 190 авиакомпании JetBlue

Основные даты General Electric CF34-3

Сертификация вариантов FAA:

  • Август 1982 года: CF34-1A
  • Сентябрь 1986 года: CF34-3A
  • Июль 1991 года: CF34-3A1
  • Май 1995 года: CF34-3B/-3B1

Первые полёты:

  • Сентябрь 1992 года: первый полёт Challenger 601.
  • Май 1983 года: выход в коммерческую эксплуатацию.
  • Май 1991 года: первый полёт Bombardier CRJ200.
  • Октябрь 1992 года: выход в коммерческую эксплуатацию.
  • Март 1995 года: первый полёт Challenger 604.
  • Июнь 2007 года: выход в коммерческую эксплуатацию Challenger 605.

Основные даты General Electric CF34-8C

Апрель 1996 года: запуск проекта -8C1.

Февраль 1996 года: первый тест -8C1.

Май 1999 года: первый полёт самолёта Bombardier CRJ700 с двигателями CF34-8C1.

Сертификация вариантов FAA:

  • Ноябрь 1999 года: сертификация версии -8C1.
  • Февраль 2001 года: выход в коммерческую эксплуатацию.
  • Апрель 2002 года: сертификация версии -8C5.
  • Апрель 2003 года: выход в коммерческую эксплуатацию.
  • Март 2005 года: сертификация версии -8C5B1.
  • Май 2005 года: выход в коммерческую эксплуатацию.
  • Июнь 2006 года: выход в коммерческую эксплуатацию версии -8C5A1.
Читайте также  Avianca запустилась в Аргентине

Основные даты General Electric CF34-8E

Ноябрь 2000 года: первый тест -8E.

Февраль 2002 года: первый полёт.

Апрель 2002 года: сертификация FAA.

Февраль 2004 года: сертификация самолётов с двигателями General Electric CF34-8E.

Март 2004 года: выход в коммерческую эксплуатацию.

Основные даты General Electric CF34-10A

2006 год: первый тест -10A.

2010 год: сертификация FAA.

2011 год: выход в коммерческую эксплуатацию.

Основные даты General Electric CF34-10E

3-й квартал 2002 года: первый тест -10E.

2-й квартал 2004 года: сертификация FAA.

3-й квартал 2005 года: выход в коммерческую эксплуатацию.

Технические характеристики

CF34-3CF34-8CCF34-8ECF34-10ACF34-10EТип2-вальный турбовентиляторный реактивныйДлина, м2,623,253,072,293,68Сухая масса, кг7581111117916781678Вентилятор1Диаметр вентилятора, м1,121,171,171,351,35Число лопаток??282424Компрессор:осевой- ступени низкого давления00033- ступени высокого давления14101099Камера сгоранияодинарная кольцеваяЧисло топливных форсунок?????Турбина:осевая- ступени высокого давления22211- ступени низкого давления44444Максимальная тяга, кН41,0164,5064,5078,4790,57Общий коэффициент компрессии21,028,528,529,029,0Степень двухконтурности6,25,05,05,05,4Тяговооружённость5,526,005,605,105,20ПрименениеBombardier CRJ100/200Bombardier CRJ700Embraer 170/175COMAC ARJ21Embraer 190/195