Принадлежащая на 49% катарскому национальному перевозчику Qatar Airways (QR) итальянская Meridiana (IQ) проведёт ребрендинг и станет Air Italy.
19 февраля во время совместной пресс-конференции менеджмент обеих авиакомпаний представил планы по превращению второго по объёму перевозок и значимости итальянского перевозчика в первого. Для этого потребовалось название, ассоциированное с государственными символами.
Air Italy S.p.A.- бывшее дочернее предприятие Meridiana S.p.A., в последние годы работавшее под брендом головной организации.
Логотип авиакомпании Air Italy образца 2018 года
Короткая предыстория Air Italy
Компания была основана в 2005 году инвестфондом BV Asset Management (40% акционерных долей), авиатором Джузеппе Джентиле (Giuseppe Gentile; 40%) и Pathfinder Corporation (20%). Господин Джентиле стал генеральным директором. Стартового капитала в 280 миллионов евро хватило на приобретение на вторичном рынке трёх Boeing 767 (одного -200ER и двух -300ER), и к 2008 году развернулись чартерные перевозки из Италии в курортные аэропорты Африки, Индийского океана и Карибского бассейна.
Базовым аэропортом стал миланский Мальпенса (MXP), но многие рейсы отправлялись из Неаполя (NAP), Турина (TRN) и Вероны (VRN).
В 2011 году произошло слияние с более крупной Meridiana, работавшей с узкофюзеляжными магистральными самолётами на регулярных маршрутах преимущественно из своей домашней базы в Ольбии (OLB) и столичного аэропорта Леонардо да Винчи (FCO). Основным брендом был выбран Meridiana, а возглавил объединённую компанию Джузеппе Джентиле.
Перевозчики удачно дополнили друг друга, что позволило объединённой компании стать номером два в стране после национальной Alitalia (AZ).
Если быть точнее, но номером четыре: в подобных рейтингах обычно не учитываются показатели иностранных игроков. Поэтому реальный лидер итальянского рынка, ирландская Ryanair (FR), и третий номер, британская easyJet (U2), остаются в тени.
Boeing 767-304ER авиакомпании Air Italy в собственной ливрее (изменена на цвета Meridiana в 2014 году)
Boeing 737-86NWL авиакомпании Meridiana
Региональные корни и исмаилитские владельцы Meridiana
29 марта 1963 года в Ольбии для рейсов с Сардинии на континент был основан местный перевозчик Alisarda. В 1980-х годах 49% его акций продали AQA Holding, итальянской компании духовного лидера мусульман-исмаилитов — Организации Ага Хана по развитию (ОАХР) принца Карим-Шаха, Ага-Хана IV.
В 1991 году, поглотив испанскую Universair, авиакомпания сменила имя Meridiana.
В конце апреля 2017 года Qatar Airways завершила переговоры с ОАХР о приобретении её итальянских авиационных активов и, получив посредством сделки контроль 49% в Meridiana S.p.A., стала управляющим акционером перевозчика.
Ранее на эту тему: Qatar Airways купила 49% авиакомпании Meridiana
Планы завоевания Италии
Новые владельцы не собираются довольствоваться второстепенными позициями и анонсируют построение национальной авиакомпании. Сейчас действительно удобный момент: выполняющая эту роль сегодня Alitalia уже несколько лет находится в состоянии кризиса, оптимизируя — а по сути, сокращая — бизнес.
К 2022 году флот авиакомпании расширится с нынешних 11 до 50 самолётов. Она получит 20 новых Boeing 737 MAX 8 напрямую от производителя из ранее размещённого заказа Qatar Airways и пять широкофюзеляжных Airbus A330-200 из текущего наличия в парке катарского перевозчика (где они замещаются более современными Boeing 787-8).
Air Italy запустит регулярные (4 раза в неделю) полёты из Мальпенсы в бангкокский Суварнабхуми (BKK), следом в текущем же году откроются ещё три дальнемагистральных маршрута. Два из них, вероятно, будут в Майами и Нью-Йорк, о чём ранее уже появлялись сообщения, пока не получившие подтверждения в базах данных глобальных систем.
Усилится сеть внутри страны: её основой станут высокочастотные полёты между Миланом, Римом, Неаполем, Палермо, Катанией и Ламецией. Этот сегмент превратился в проблемный для итальянцев в связи с приходом низкобюджетных Ryanair и easyJet — в частности, для Alitalia домашние маршруты стали хронически убыточными.
Boeing 737 MAX 8 в новой ливрее авиакомпании Air Italy, рендер
Один из пяти Airbus A330-202 авиакомпании Qatar Airways, которые начнёт получать обновлённая Air Italy уже в 2018 году
Предыдущие покорители Аппенин
Находящаяся в многолетнем кризисе итальянская гражданская авиация — притягательный магнит для монархий Персидского залива, уверенных в своём профессионализме, подкреплённом нефтедолларами.
В июне 2014 года Etihad Airways (ET), национальная авиакомпания эмирата Абу-Даби, вошла в капитал Alitalia как управляющий акционер с долей 49% — соинвесторами стал консорциум итальянских компаний Compagnia Aerea Italiana (51%) во главе с итальянскими банками UniCredit и Intesa SanPaolo. Однако за три года ни сделать перевозчика прибыльным, ни перестроить его бизнес и увидеть потенциал выхода из депрессии менеджерам от арабского государства не удалось.
Спасаясь от растущих трат, весной 2017 года Etihad прекратила финансирование деятельности Alitalia, и 2 мая решением акционеров последней было объявлено банкротство. Актив перешёл под внешнее управление, а в Абу-Даби списали 808 миллионов долларов США, потраченных на итальянскую и немецкую (в августе обанкротился ещё и второй европейский проект — airBerlin; AB) авантюры.
Неудача стоила кресла президенту и генеральному директору Etihad Aviation Group Джеймсу Хогану (James Hogan).
Теперь в Италии попробует силы Qatar Airways во главе с Акбаром Аль-Бакером (Akbar al Baker). С 19 февраля юридическое лицо Meridiana S.p.A. упразднено, все операции сосредоточатся в Air Italy. При этом активными останутся коды ранее более крупной Meridiana — IG от IATA и ISS от ICAO.
Ценовая ниша и маркетинговое позиционирование переродившегося игрока пока не ясны.
Ранее на эту тему: Правительство Италии выдало Alitalia кредит на 600 млн евро
Джеймс Хоган (James Hogan), президент и генеральный директор Etihad с 2006 по 2017 годы
Акбар Аль-Бакер (Akbar Al Baker), генеральный директор Qatar Airways