Важное место среди противолодочных средств, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, занимают противолодочные самолёты базовой и авианосной авиации. Эксперты прогнозируют устойчивый рост рынка самолётов патрульной авиации и морского наблюдения ежегодно на 7,4% в период с 2017 по 2026 год.

Появление в разгар холодной войны атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, ставших одной из основных составляющих триады стратегических ядерных сил, активизировали разработку противолодочных средств, в частности базовых патрульных самолётов (БПС).

P‑3 Orion

Наиболее массовым зарубежным базовым патрульным самолётом стал P‑3 Orion. Он был создан компанией Lockheed на базе среднемагистрального турбовинтового пассажирского самолёта L‑188 Electra. Первый полёт начальной модификации P‑3А состоялся ещё в ноябре 1959 года. За период серийного производства с 1961 по 1990 год было построено более 750 самолётов в вариантах Р‑3А, Р‑3В, Р‑3С, в том числе порядка 220 поставлено на экспорт. С 1969 года выпущено 450 самолётов в варианте P‑3C, которые на сегодняшний день находятся на вооружении Военно-морских сил (ВМС) США и 16 других стран. В процессе серийного производства P‑3C постоянно совершенствовался и оснащался современными системами связи, навигации и вооружения. В результате появились четыре модификации — Update I, II, III и IV. В состав бортового оборудования Р‑3С модификации Update IV для выполнения боевых задач по основному предназначению входят:


Читайте также: Как Су-27 отогнал норвежский самолёт-разведчик P-3 Orion

  • для обнаружения и отображения информации о подводных лодках — система DIFAR (Directional Frequency and Ranging), обрабатывающая данные приёмников сигналов AN/SSQ‑75 одновременно от 54 радиогидроакустических буёв (РГБ), и детектор магнитных аномалий AN/ASQ‑81;
  • для обнаружения и опознавания надводных кораблей — многорежимная радиолокационная станция (РЛС) AN/APS‑137 с синтезированной апертурой, обеспечивающая целеуказание для противокорабельных ракет (ПКР) AGM‑84 Harpoon;
  • инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS‑36.

Вооружение самолёта общей массой до 9 т размещается во внутрифюзеляжном отсеке (размер 2,0 х 0,8 х 3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. P‑3C способен нести ПКР типа AGM‑84 Harpoon, управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» AGM‑65 Maverick, торпеды, мины и глубинные бомбы, в том числе ядерные.

В середине 1990-х годов была выполнена программа P‑3 MLU (Mid-Life Update — программа модернизации в середине срока службы самолёта), которая предусматривала обновление консолей крыла, центроплана и горизонтального хвостового оперения. Это позволило продлить лётный ресурс до 15 000 часов, а срок службы увеличить ещё на 20–25 лет.

С 2004 года была реализована программа COP (Critical Obsolescence Program) по замене устаревших и часто отказывающих бортовых систем. Взамен устаревших были установлены новые радиостанции, аппаратура передачи данных, автопилот и ряд другого бортового оборудования, что значительно повысило их возможности и надёжность.

До 2006 года для улучшения боевых возможностей по поражению надводных целей на 70 самолётах Р‑3С была выполнена программа AIP (Antisurface Warfare Improvement Program), в рамках которой в состав вооружения были включены новые ракеты и торпеды. С учётом программ продления ресурса Р‑3C будет находиться в строю до 2035–2040 годов и будет заменён ВМС США на P‑8A Poseidon и беспилотники MQ‑4C Triton на основе RQ‑4 Global Hawk.

Atlantic и Nimrod


Самолёт Atlantic

Среди других зарубежных базовых патрульных самолётов одного класса и эпохи с P‑3 Orion следует отметить турбовинтовой Atlantic разработки французской компании Breguet Aviation (вошла в состав Dassault Aviation) и реактивный Nimrod британской компании Hawker Siddeley (в настоящее время BAE Systems).

Читайте также  Аэропорт Сургута впервые в своей истории обслужил полуторамиллионного пассажира с начала года

Первый полёт Atlantic состоялся в октябре 1961 года — на месяц позже советского Ил‑38. За период серийного производства с 1961 по 1987 год выпущено 115 самолётов в вариантах Atlantic 1 и Atlantic 2. Они были поставлены на вооружение ВМС Франции, Германии, Италии и Нидерландов. Три самолёта из состава ВМС Франции в 1970-х годах были проданы Пакистану. В 2000-х годах в ВМС Германии и Нидерландов Atlantic был заменён на P‑3 Orion, а в ВМС Италии — на ATR‑72MP. В настоящее время единственным эксплуатантом Atlantic 2 являются ВМС Франции.


Самолёт Nimrod

Вооружение общей массой до 3 500 кг может включать две ПКР типа Exocet, до восьми торпед, 12 глубинных бомб, морские мины, бомбы. Основное отличие Atlantic 2 от предыдущего варианта в наличии инфракрасной станции переднего обзора FLIR (Forward Looking Infrared), современной авионики и нового навигационного оборудования. Планируется эксплуатация в ВМС Франции до 2030 года.

Британский Nimrod совершил первый полёт в мае 1967 года. За период серийного производства с 1968 по 1970 год выпущен 51 самолёт (с учётом двух прототипов). Эксплуатировались только в ВМС Великобритании. Выведены из эксплуатации в июне 2011 года.

Самолёты Orion, Atlantic и Nimrod находятся на вооружении уже порядка 50 лет. Созданные изначально как базовые противолодочные самолёты, после окончания холодной войны они значительно эволюционировали. Сегодня они способны выполнять не только более широкий спектр боевых задач и задач боевого обеспечения, но и использоваться для борьбы с наркотрафиком, пиратством, незаконной миграцией, поиска и спасания, наблюдения за исключительными экономическими зонами и так далее.

P‑8A Poseidon

Исследования ВМС США по формированию требований при создании нового патрульного противолодочного комплекса для замены P‑3 Orion по программе многоцелевого морского самолёта MMA (Multi-Mission Maritime Aircraft) начались в 1980-х годах. Создание MMA проводилось на конкурсной основе в несколько этапов с начала 1990-х годов с участием компаний Lockheed Martin и BAE Systems, предложивших соответственно новые версии Р‑3 Orion 21 и Nimrod MRA4, а также Boeing с новой разработкой на базе турбовентиляторного узкофюзеляжного пассажирского самолёта Boeing 737–800.


Самолёт P-8A Poseidon

Победителем в тендере в мае 2004 года была названа компания Boeing, с которой уже через месяц был подписан контракт стоимостью $3,9 млрд. на разработку MMA. Первый полёт опытного образца состоялся в апреле 2009 года. Первый серийный образец поставлен в ВМС США в марте 2012 года. В 2013 году самолёт был принят на вооружение. По состоянию на ноябрь 2017 года всего поставлено ВМС США более 50 P‑8A Poseidon. Его серийное производство запланировано до 2019 года. Общее количество закупаемых самолётов составит 117 единиц.

Особенностью P‑8A Poseidon является оснащение улучшенной многорежимной РЛС компании Raytheon AN/APY‑10, являющейся наиболее современной модификацией AN/APS‑137, установленной на Р‑3С Orion. AN/APY‑10 имеет меньшие массово-габаритные показатели и потребление мощности, увеличенные наработки на отказ.

Вес вооружения самолёта — до 9 т. Оно размещается на пяти точках подвески во внутреннем бомбоотсеке и на шести внешних точках подвески.

Помимо производства для американского флота, Poseidon уже поставляется и на экспорт. В январе 2009 года был подписан контракт на поставку ВМС Индии 8 самолётов, адаптированных под требования первого иностранного заказчика и получивших обозначение P‑8I Neptune. Стоимость контракта составила $2,1 млрд. Самолёты были поставлены в период 2013–2015 годов. Особенностью P‑8I стала интеграция в хвостовую часть фюзеляжа дополнительного радара и детектора магнитных аномалий, а также ряд систем индийской разработки: связи, спутниковой навигации, передачи тактических данных. В июле 2015 года был подписан контракт на поставку в 2020 году ВМС Индии дополнительно четырёх P‑8I Neptune.

Читайте также  А. Рубцов: 75-местный Суперджет будет производиться с максимальным использованием российских комплектующих

В 2014 и 2016 годах были подписаны два контракта на поставку в Австралию по четыре P‑8A с опционом на четыре самолёта. Общая стоимость этих соглашений — $3,6 млрд. Первый самолёт передан в сентябре 2016 года.

Великобритания приобрела девять P‑8A. Контракт общей стоимостью $3,87 млрд. заключен в июле 2016 года. Начало поставок намечено на 2019 год.

ВМС Норвегии 29 марта 2017 года подписали контракт на поставку пяти P‑8A в период 2022–2023 годов. Среди потенциальных заказчиков рассматриваются также флоты Канады, Италии, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Республики Корея и Турции.

Современные тенденции рынка

Длительное время после ослабления международной напряженности и блокового противостояния, распада Советского Союза и прекращения холодной войны создание новых комплексов базовой патрульной авиации не являлось приоритетной задачей. Незначительный рост рынка обеспечивался лишь программами модернизации, продления сроков службы и ресурсов парка самолётов, находящихся на вооружении.

Вместе с тем исследование, проведенное компанией Frost & Sullivan’s «Global Airborne Maritime Surveillance Aircraft Market, Forecast to 2026» прогнозирует с 2017 по 2026 год устойчивый рост рынка самолётов патрульной авиации и морского наблюдения ежегодно на 7,4%. Драйвером роста рынка базовой патрульной авиации стало не только достижение предельных сроков службы и необходимость замены парка самолётов типа P‑3C, но и новые геополитические факторы, связанные с обострением территориальных споров между Китаем и странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) (Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Бруней) о принадлежности акватории и островов в Южно-Китайском море.

Страны Юго-Восточной Азии имеют различное финансово-экономическое положение, и не все могут приобрести современные комплексы типа P‑8A Poseidon. Поэтому мировые производители предлагают различные варианты на менее дорогостоящих платформах пассажирских региональных самолётов и бизнес-джетов как с турбовинтовыми, так и турбореактивными двигателями. Они также используют открытую архитектуру, предлагая интеграцию широкого спектра бортового оборудования разведки и наблюдения в реальном масштабе времени для удовлетворения требований заказчика.

Многие страны имеют заранее выработанные специфические требования к комплексам БПС, но недостаток финансов откладывает возможность закупать их в необходимом количестве. На таких рынках могут быть предложены и востребованы альтернативные бизнес-модели, такие как лизинг и поэтапные платёжные механизмы.

Задачи морского наблюдения — мониторинг морских коридоров, защита рыболовства, профилактика и противодействие пиратству, контрабанде, незаконному обороту наркотиков и нелегальной иммиграции, патрулирование исключительных экономических зон, поиск и спасание — стали необходимым дополнением к перечню классических задач БПС. Эти самолёты используются также как летающие командные пункты при возникновении чрезвычайных ситуаций, управляющие сложными операциями с участием военных и гражданских ведомств. Рост политической напряжённости и конфликтующие территориальные претензии в прибрежных регионах стимулировали интерес к морской патрульной авиации. Для решения существенно расширившегося перечня задач ведущие авиастроительные компании активно разрабатывают и предлагают на мировом рынке ряд новых комплексов.

ATR‑72МР


Самолёт ATR‑72МР

Итальянской компанией Leonardo на базе турбовинтового пассажирского самолёта ATR‑72–600 разработан новый БПС ATR‑72MP (MP – от Maritim Patrol) с использованием опыта создания ATR‑42MP. Первая пара самолётов под обозначением P‑72A поступила на вооружение вооруженных сил Италии в декабре 2016 года. В марте 2017 года ATR‑72MP впервые демонстрировался в Малайзии на выставке LIMA.

Читайте также  Аэропорт «Симферополь» в 2017 году обслужил более 5 млн пассажиров

Основой бортового оборудования самолёта является авиационная тактическая система разведки ATOS (Airborne Tactical Observation and Surveillance) разработки Leonardo Airborne & Space Systems. Система ATOS использует и управляет широким спектром датчиков, обеспечивающих представление в целом тактической ситуации в наиболее подходящем формате, обеспечивая отличную ситуационную осведомлённость. Основой бортового комплекса являются РЛС с фазированной антенной решёткой собственной разработки Seaspray и оптико-электронная станция FLIR Systems Star Safire.

На выставке самолёт был показан без вооружения, однако наличие четырёх подфюзеляжных точек подвески предполагает оснащение авиационными средствами поражения по желанию заказчика.

Saab Swordfish


Самолёт Saab Swordfish

Шведская фирма Saab в 2016 году на выставке в Сингапуре впервые продемонстрировала свою систему Swordfish на двух новых платформах компании Bombardier — бизнес-джете Global 6000 и турбовинтовом пассажирском самолёте Q400. Swordfish на 70% унифицирована по составу бортового оборудования с системой AWACS GlobalEye, так же созданной на платформе Global 6000. Использование Global 6000, по сравнению с предыдущими платформами, позволило расширить диапазон высот и скоростей полёта, увеличить дальность и продолжительность полёта. Отличием является оснащение дополнительной РЛС, оптико-электронной и инфракрасной станциями, расположенными в нижней части фюзеляжа, для обзора наземной и морской поверхностей.

Для ведения противолодочной борьбы комплекс оснащён современным скоростным процессором, обрабатывающим сигналы до 200 буев, детектора магнитных аномалий и других современных сенсоров для обнаружения и сопровождения подводных лодок. Самолёт оснащён четырьмя точками подвески, на которых могут быть размещены до шести малогабаритных торпед EuroTorp или до четырёх ПКР RBS15EF.

Saab заявляет о стоимости системы Swordfish на платформе Global 6000 порядка 70% от стоимости P‑8A Poseidon на базе Boeing 737, а стоимости полного жизненного цикла на 50% меньше. Поставки новых систем Swordfish компания Saab готова осуществить через три года после подписания контракта.

Другие проекты

Израильская компания Elbit одновременно с Saab проводит работы по созданию на базе бизнес-джета Bombardier Global 5000 комплекса морской патрульной авиации для противолодочных действий.

Мировые лидеры — компании Boeing и Airbus — также предпринимают активные попытки по доработке имеющихся платформ под требования БПС и продвижению их на рынок.


Самолёт Airbus C295MSA

Компания Airbus провела в июле 2017 года двухнедельный демонстрационный тур самолёта морского наблюдения C295MSA (Maritime Surveillance Aircraft) по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, посетив Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Филиппины и Республику Корея. Аналогичный тур планируется по странам Латинской Америки. В качестве преимуществ C295MSA особо отмечается низкая стоимость лётного часа и более ранние, чем у конкурентов сроки поставки самолётов после подписания контрактов.

С 2015 года Boeing, используя опыт создания самолёта P‑8A Poseidon, предлагает на рынке самолёт морского наблюдения на базе бизнес-джета Challenger 604 компании Bombardier.

Разрабатываются также и беспилотные комплексы. Наиболее продвинутым проектом следует признать модификацию средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта Heron 1 (Shoval) для морского патрулирования израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI). Его впервые показали на выставке IMDEX Asia 2017 в Сингапуре в мае 2017 года. Планируется, что он заменит в Израиле самолёты Sea Scan, созданные на базе американского пассажирского самолёта Jet Commander 1121 и адаптированные для ведения морского патрулирования.

Heron 1 оснащён современной оптико-электронной станцией MOSP, разработанной подразделением TAMAM компании IAI и радаром ELTA ELM‑2022.

По материалам журнала ОАК «Горизонты», №4 (16), 2017 г.