18 апреля в Арбитражном суде Москвы начнётся рассмотрение второго иска компании World Best Trade, зарегистрированной на Сейшельских островах, к авиакомпании Нордавиа.

Первый, принятый к производству 7 июня 2017 года, был полностью отклонён 20 марта. Его, как сообщила изданию Ведомости юрист сейшельской компании Екатерина Духина, планируется обжаловать.

Сумма претензий по этим двум заявлениям превосходит активы перевозчика примерно в 10 раз:

  • 639 266 716,85 рублей по первому и
  • 481 615 831 рублей плюс проценты на 47 103 857,09 рублей по второму.

Кроме того, Ведомости указывают на наличие — помимо рублёвого — и долга перед World Best Trade на 182 миллиона долларов США, который последняя ещё не пыталась взыскать.

Итого, обязательства авиакомпании перед офшором превышают активы Нордавиа в 100 раз — так оценила пропорцию юрист российской компании Алина Тарасова в суде.

Катастрофа и долги

После падения в сентябре 2008 года под Пермью самолёта Нордавиа (тогда — Аэрофлот-Норд) Boeing 737-505, выполнявшего рейс Аэрофлота SU821, национальный перевозчик решил избавиться от своего регионального актива. В марте 2011 года он продал его за 7 миллионов долларов США металлургическому конгломерату Норникель, который планировал слить приобретение с другой своей авиакомпанией — норильской NordStar (Y7). Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заблокировала объединение.

В течение пяти лет владения Норникель финансировал деятельность убыточного перевозчика посредством корпоративных займов — на те самые 182 миллиона долларов и 1,17 миллиарда рублей.

21 марта 2016 года ФАС разрешила компании Скай Инвест Сергея Кузнецова приобрести Нордавиа, и 10 апреля было анонсировано закрытие сделки. В неё помимо авиакомпании вошло сервисное подразделение Норд-Текник, а стоимость составила 15 миллионов долларов США.

Оник Азнаурян (вице-президент – руководитель блока непромышленных активов и энергетики Норникеля) тогда же отмечал, что перевозчик передаётся «очищенным» от долгов.

Читайте также  Авиация России: итоги 2017, планы на 2018

В то же время Ильюшин Финанс Ко (IFC), дочернее предприятие Объединённой авиастроительной корпорации (UAC), получило контроль над авиакомпанией Red Wings (WZ), которой владела Скай Инвест, — за долги.

Офшор и понятия

То есть, Сергей Кузнецов не имел собственных средств для покупки Нордавиа. По информации Ведомостей, он обратился к Дмитрию Чертку (сыну заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертка), который нашёл инвестора в лице World Best Trade.

Офшор предоставил заём, позднее погашенный Кузнецовым, но и приобрёл у Норникеля за 850 000 долларов — в 230 раз дешевле номинала — права на требование задолженности у авиакомпании.

Сторона авиакомпании настаивает, что между Сергеем Кузнецовым и Дмитрием Чертком было заключено понятийное соглашение, не оформленное в контракт, на обмен подразделений Поликлиника авиаторов и Норд-Текник на долги Нордавиа. Кузнецов свои компании передал, Черток ему долги — нет.

Нордавиа подала заявление в следственное управление по Архангельской области — и летом 2017 года в отношении Дмитрия Чертка было возбуждено дело по статье 159 (мошенничество).

17-я авиакомпания России

Нордавиа (5N) базируется в архангельском аэропорту Талаги (ARH) и оперирует фокус-базами в московском Домодедово (DME) и петербургском Пулково (LED), выполняя полёты из северных аэропортов в столичные регионы и на курорты Черноморского побережья, а также обслуживая региональные маршруты севера европейской части России. С 2015 года увеличивает пассажиропоток, закончив прошлый год впервые в своей истории с показателем свыше одного миллиона человек — на 17-м месте среди российских перевозчиков.

Оперирует одним из самых старых парков в стране: 9 её самолётов Boeing 737-500 имеют средний возраст 26,3 года.

Под руководством Сергея Кузнецова компания стала прибыльной: выручка по российским стандартам бухучёта в 2016 году 6,4 миллиарда рублей, чистая прибыль 1,7 миллиарда.

Читайте также  Qatar Airways начинает полёты в Санкт-Петербург

Новости авиакомпании Нордавиа