В 2017 году российские авиакомпании получили 142 самолёта, из них узкофюзеляжные суда составляют большинство, перевозчики могут использовать их на популярных направлениях, эффективно контролируя расходы. Однако в январе 2018 года темпы роста авиаперевозок замедлился и составил 14% против 20% годом ранее. Складывающаяся ситуация может привести к переизбытку парка ВС, грозящем убытками и банкротствами.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко подготовил презентацию по развитию парка российской гражданской авиации, анализ которой провёл «КоммерсантЪ».

По данным эксперта, в 2017 году авиакомпании получили 142 самолёта, парк увеличился на рекордные 12%. Авиакомпании вдохновил рост пассажиропотока: с 2012 года он снижался, но 2017 году увеличился на 18,6%, до 105 млн человек. Близкая динамика была только в 2011 году, когда на рынок пришло 130 самолётов, а худший результат отмечен в 2015 году, когда прекратила полёты вторая в РФ авиакомпания «Трансаэро» и отрасль потеряла 203 самолёта.

Более половины полученных в 2017 году судов (77 машин) новые. В результате если в 2010 году средний возраст авиапарка в РФ составлял около 10 лет, то в 2017 году он сократился до 5,7 года. Лучшим годом по этому показателю был 2014-й, когда средний возраст флота составлял 4,7 года. Авиакомпании недолго используют самолёты: за шесть лет 54% судов, возвращенных лизингодателям, летали в РФ в среднем менее пяти лет. «Отрасль живёт текущим моментом, пытаясь постоянно реагировать на меняющийся спрос, оперативно отвечая на потребности пассажиров»,— считает Андрей Крамаренко. Источник “Ъ” в отрасли уточняет: перевозчики ввозят самолёты, видя отложенный спрос, особенно на международные рейсы, оптимизм внушает и перспектива возобновления авиасообщения с Египтом, так что в ближайшей перспективе пополнение парка продолжится.

Читайте также  Евгений Чудновский: SSJ 100 должен стать основной лошадкой на межрегиональных маршрутах

Наибольшим спросом в России пользуются узкофюзеляжные самолёты: в 2017 году в страну пришло 72 таких судна — 34 Boeing 737 и 38 А320. «Эти самолёты мультифункциональные: российские перевозчики, в отличие от авиакомпаний других стран, стараются ставить их на рейсы длительностью как до четырёх, так и до семи-восьми часов, добиваясь лучшего соотношения операционных затрат и полученной прибыли»,— поясняет Крамаренко. Сегмент региональной авиации также показал лучший результат с 2010 года: на рынок поступило 40 самолётов, из которых основная доля пришлась на российский SSJ100 (27 судов) и Embraer E170 (13 судов) для S7.

В то же время в Россию не поступило ни одного турбовинтового самолёта, используемого в труднодоступных и удалённых регионах. «Их эксплуатация напрямую зависит от субсидий государства: каждый пятый пассажир летает на таких самолётах только за счёт дотаций, поэтому рост в сегменте может быть связан исключительно с увеличением объёма бюджетных субсидий, чего в обозримом будущем не ожидается»,— отмечает эксперт. Доля закупок широкофюзеляжных дальнемагистральных судов в 2017 году не превысила 13% (или 18 самолётов). Но за счёт укрепления рубля, увеличения платёжеспособности и выездного туризма спрос на этот тип самолётов может увеличиться с открытием дальних туристических направлений, например в Азию, полагает Андрей Крамаренко.

В «Аэрофлоте» сообщили, что планы увеличения самолётного парка группы (включает также авиакомпании «Россия», «Победа» и «Аврора») практически не менялись за последние месяцы — только уточнялся график ожидаемых поставок. Темпы роста флота сохраняются. По данным на март, в 2018 году «Аэрофлот» увеличит парк на 30 самолётов: за счёт вывода из эксплуатации 27 машин и поступления 57 судов. В сам «Аэрофлот» придёт 40 самолётов (13 SSJ100, 10 А320, 5 А321, 11 B737 и один B777), и будет выведен 21 самолёт (8 А320 и 13 А321).

Читайте также  Прямые рейсы из Пулково в Ставрополь возобновились после пятилетнего перерыва

В исследовании прогнозируется, что в 2018–2020 годах динамика расширения парка должна снизиться до 30–40 самолётов в год с учётом замедления спроса на авиаперевозки. Иначе избыточные ёмкости, не отвечающие в полной мере реальному спросу, могут спровоцировать новые убытки и риск повторения ситуации с «ВИМ-Авиа»: в 2016 году её ёмкости выросли на 135%, а в 2017 году, до ухода с рынка, — почти на 80%.